Русская Православная Церковь, Московская епархия, Юго-Западное викариатство, Параскево-Пятницкое благочиние
Подворье Патриарха Московского и всея Руси

9 марта 2025 года, в Неделю первую Великого поста, празднование Торжества Православия, Обре́тение главы Иоанна Предтечи, в храме Святителя Спиридона, епископа Тримифунтского Чудотворца, в Южном Бутове совершена Божественная литургия святителя Василия Великого и чин Торжества Православия.

Богослужение совершил иерей Сергий Евтеев.
Богослужебные песнопения исполнил хор храма под руководством регента Людмилы Ближевской.
По окончании Литургии иерей Сергий поблагодарил прихожан за совместную молитву, поздравил всех с воскресным днем, с праздником Торжества Православия и обратился к верующим с проповедью, посвященной событию Торжества Православия.
Накануне воскресного дня было совершено Всенощное бдение. Во время Всенощного бдения, на Утрени, после чтения Евангелия, было исполнено песнопение «Покаяния отверзи двери». Это песнопение входит в состав богослужения с началом пения Постной Триоди, в канун Недели о мытаре и фарисее. Песнопение «Покаяния двери отверзи» поется на каждой воскресной всенощной  в подготовительный период к Великому посту и до пятого воскресения Великого поста, посвященного преподобной Марии Египетской.


Праздник Торжества Православия – это победа Церкви над ересями и восстановление почитания святых икон, установленного Константинопольским Собором в 843 году. Собор завершил период иконоборчества, которое заключалось в отрицании почитания икон: неправильная трактовка заповеди «не сотвори себе кумира» привела в VIII веке к признанию святых образов идолами. Иконоборчество на время стало в Византийской империи господствующей идеологией, которую разделяли и поддерживали не только светские, но и церковные власти. Гонениям подверглись все почитатели икон, особенно монахи. Иконы, фрески, мозаики, расписные алтари уничтожались, за их почитание грозили не только ссылка и тюрьма, но иногда пытки и казнь.

Торжество Православия стало отмечаться в первое воскресенье Великого поста, так как его первое празднование в 843 году пришлось на воскресенье. В богослужебной практике к Литургии святителя Василия Великого присоединяется чин Торжества Православия – особая служба с чтением Апостола и Евангелия, вероучительных текстов, пением тропарей, а также провозглашением многолетий.

В духовном смысле праздник Торжества Православия имеет большое значение для каждого верующего.
Когда человек вступает на путь поста, стараясь больше молиться и аскетически себя в чем-то ограничивать, то здесь торжество веры и начинается, для каждого верующего христианина наступает его личное Торжество Православия. 

Сегодня Церковь также вспоминает Первое и Второе Обретение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. После усекновения главы Иоанна Крестителя его тело было погребено учениками, а глава скрыта Иродиадой в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя, тайноза брала святую главу и похоронила её на горе Елеонской. Через много лет благочестивый вельможа Иннокентий стал строить на этом месте церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы.

После его смерти глава была скрыта снова. В IV веке, в период правления царя Константина Великого, святой Иоанн Креститель явился двум инокам и открыл место нахождения своей главы. Иноки нашли святыню, но позже, встретив горшечника, передали ему её для дальнейшего хранения. Он почитал святыню с благоговением, и глава была передана его сестре. В дальнейшем глава была захоронена еретиком Евстафием в пещере, но по воле Господа в пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 г. архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Это обретение стало праздноваться как Второе. Святыня была перенесена в Емессу, а затем в Константинополь.