Русская Православная Церковь, Московская епархия, Юго-Западное викариатство, Параскево-Пятницкое благочиние
Подворье Патриарха Московского и всея Руси

Соборование

Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием, поскольку обычно его совершает собор из семи священников. Однако Таинство будет действительным, если от лица Церкви его совершит и один священник. Во время Соборования православный христианин семь раз помазуется священниками освящённым елеем (маслом), смешанным с красным вином.

Соборование

Смысл Таинства

При помазании освящённым маслом по молитве священнослужителей человек получает от Бога благодать, исцеляющую душевные немощи и телесные болезни. Таинство Соборования служит для восстановления, возрождения человека к жизни. Это Таинство отчасти сродни Таинству Покаяния – он имеет явно покаянный характер, ведёт человека к исцелению от властвующего над ним греха.

В Таинстве Соборования елей – это символ церковной молитвы и одновременно символ изливающейся на больного Божественной милости. Вино и елей также являются и символами исцеляющей больного благодати. Как известно, оба эти вещества в древности использовались в медицине, – считалось, что вино дезинфицирует раны, а елей обладает обезболивающим эффектом.

В Таинстве Соборования также используется всыпанное в сосуд зерно: в которое принято вставлять горящие семь свечей. Эти зерна служат символом новой жизни, причем символом, обладающим двойственным смыслом, двояким духовным прочтением – в зависимости от того, какая судьба постигает болящего человека в дальнейшем. Если он выздоравливает, то зерна для него означают ту прорастающую новую жизнь, к которой он возрождается. Если же он умирает, то эти зерна становятся символом залога будущей новой жизни в его грядущем воскресении из мёртвых.

История и чинопоследование Таинства

Таинство Елеосвящения (Соборования), как и прочие шесть Таинств Церкви, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом. Как мы узнаём из Евангелия от Марка (6-я глава), «призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли». Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно подавало помощь больным и телесно, и духовно. Сведения о Таинстве Елеосвящения в послании святого апостола Иакова (5-я глава, стихи 14-15). «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему».

Богослужебный чин Таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века. В первые века бытия Христианской Церкви чин Таинства Елеосвящения был совсем кратким: звучали несколько псалмов, читались молитвы при освящении елея и при помазании им больного. В самых ранних памятниках, которые имеют отношение к этому чину (III-IV века), существуют такие чины, как «благодарение воды и елея» и молитва о приносимом елее. Молитва о елее включала в себя просьбу благословения у Бога на этот елей для помазания больных и для потребления его ими в пищу. В IV веке освящение елея иногда совершал епископ – впрочем, в то время и другие таинства совершали преимущественно епископы.

В византийских богослужебных книгах VIII века, мы видим уже более детализированную последовательность молитв, первая из которых – та, что начинается словами: «Отче Святый, врачу душ и телес…» Эта древняя молитва и в наше время произносится при совершении Соборования.

В наши дни Таинство начинается с чтения подготовительных молитв, канона.
Затем совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения (молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся) с поминанием имен тех, кто принимает Таинство.

Потом читается молитва на освящение елея и совершается само помазание освящённым маслом. При помазании священник читает молитву “Отче Святый, врачу душ и телес…”. Затем второй священник приступает к участию в Таинстве, и опять следует подобный цикл. Так повторяется семь раз.

В конце чина на головы приступивших к Таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. После службы верующие могут забрать домой оставшийся после Таинства елей и употреблять его для помазания.

Когда и как часто следует собороваться

Таинство Соборования имеет два варианта своего совершения. Иногда оно совершается на дому над одним больным, а иногда – в церкви, над всеми, кто хочет приступить к этому Таинству, и кто может по состоянию здоровья прийти в храм. В этом случае оно обычно приурочивается к каким-то особым событиям церковного года. В Русской Православной Церкви это чаще всего период Великого Поста, реже – Рождественского.

Как правило, к Таинству Соборования прибегают раз в году. Человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении и не только в телесном (собороваться может и физически здоровый человек), но прежде всего в духовном, в очищении своих неосознанных грехов.

«Мифы» о Соборовании

Существует мнение, что прибегать к Таинству Соборования следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Такой взгляд на Таинство не соответствует Священному Писанию. Апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления. Однако не стоит после совершения Соборования ожидать немедленного выздоровления. Исцеление – это свободный дар Бога, а не неизбежный результат совершения каких-то действий.

Отдельно надо сказать о Соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда они боятся этого Таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность – исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу и последовательно совершает три эти Таинства. Соборование для умирающего совершенно необходимо, ведь такой человек зачастую уже просто физически не может исповедоваться.