Русская Православная Церковь, Московская епархия, Юго-Западное викариатство, Параскево-Пятницкое благочиние
Подворье Патриарха Московского и всея Руси

Исповедь

Таинство Исповеди (Покаяние) – это Таинство, через которое Господь отпускает нам наши грехи. Христианин устно или письменно в присутствии священника (который в данном случае является свидетелем приносимого Богу покаяния) кается в своих грехах и получает прощение от Господа.

Смысл Таинства

Покаяние – это перемена образа мыслей, отказ от греховного мировоззрения, сожаление о совершенном греховном поступке и твёрдое решение никогда его более не повторять. Следующая ступень после такого психологически-эмоционального покаяния – таинственное прощение Богом грехов, в которых раскаялся грешник. Своё завершение оно получает в Таинстве Исповеди, когда Бог через священника отпускает те грехи, в которых покаялся верующий. Однако формальное участие в Таинстве Исповеди не принесёт пользы в борьбе со страстями, если этому не предшествовало глубокое личностное покаяние и сокрушение о содеянном.

Подлинное покаяние способно разорвать «цепочку греха», вывести человека из круговорота страстей и пороков.

История Таинства

Практика исповеди имеет ветхозаветные истоки (Суд 10:10; Пс 50; 1 Езд 9; Неем 1:6, 7; Дан 9: 4-19,1 Цар 15:24-25 и др.). Пророк Иоанн Креститель исповедовал людей, приходивших к нему креститься (Мф 3:6). И Иисус Христос своё общественное служение начал именно с проповеди покаяния: “Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие” (Мф 4:17; Мк 1:15).

Регулярная Исповедь возникла в ранней христианской Церкви. Изначально считалось, что исповедоваться следует только один раз в жизни, но впоследствии возобладало мнение, что это нужно делать регулярно.

Публичная Исповедь первых столетий жизни Церкви совершалась кающимися перед епископом и в присутствии всей общины. Человек открыто и гласно исповедовал свои грехи. Такая Исповедь предназначалась для тех людей, которые совершили тяжелейшие грехи, а также для тех, кто в годы гонений на Церковь из страха перед языческой властью отрекались от Христа.

Тайная Исповедь, издревле существовавшая в Церкви Христовой наряду с публичной, оформилась как целостное и разработанное чинопоследование в V-VI веках. Сегодняшний чин Таинства Покаяния, который печатается в православном Требнике сформировался в XVII веке.

Как следует исповедаться

Существует множество брошюр, рассказывающих о том, как правильно готовиться к Таинству Исповеди, в некоторых из них публикуются списки грехов. К подобным руководствам надо относиться осторожно. Так как на Исповеди мы должны каяться не в вычитанных в книжке грехах, а в том, о чём нам говорит наша совесть. Иначе Исповедь станет сухой, формальной и не приносящей плода.

Если мы ощущаем потребность в духовном руководстве для нашего Покаяния, то можно обратиться к опыту и наставлениям святых или к совету опытных пастырей. Кроме того, очень важно не забывать, что ты исповедуешься Живому Богу, незримо присутствующему во время Таинства, а священник выступает только в роли свидетеля покаяния, о чём он напоминает в молитве перед совершением Таинства.

Как правило, Исповедь совершается утром перед Божественной Литургией, по вечерам во время и после вечернего богослужения. Также в некоторых случаях можно договориться со священником об индивидуальном времени Исповеди.

Перед началом Исповеди выходит священник и читает общую молитву, во время которой в определённый момент исповедники называют свои имена. Подходя к аналою (высокому наклонному столику, на котором лежат Крест и Евангелие), человек ещё раз называет своё имя и кается в совершенных грехах.

Когда Исповедь завершена, христианин склоняет голову, священник накрывает его епитрахилью (длинной широкой лентой, огибающей шею и обоими концами спускающейся на грудь священнослужителя) и читает разрешительную молитву. Затем прихожанин целует Крест и Евангелие и берёт благословение у священника.